Надо признать, что в последние несколько лет отказные письма (ОП) оформляются практически только для предоставления на маркетплейсе. При этом такое отказное ничем не отличается от любого другого – процедура оформления и суть документов одинаковы. И тем не менее, мы часто сталкиваемся с определенными стереотипами, ложными убеждениями и даже мифами относительно этого документа. Разберем их все подробнее.

Содержание:

1. Отличается ли чем-то отказное письмо для маркетплейса?
2. Когда нужно оформлять письмо?
3. Кому нужно оформлять отказное письмо?
4. Какие документы нужны для получения письма
5. Стоимость и сроки оформления
6. FAQ

Отличается ли чем-то отказное письмо для маркетплейса?

С этого главного вопроса мы начали статью и еще раз подчеркнем эту мысль.

ВАЖНО! Отказное письмо для маркетплейса абсолютно ничем не отличается от любого другого отказного письма. Вы можете предоставлять его где угодно – на маркетплейс, в торговые сети, вашим покупателем и так далее.

И тем не менее, стоит разъяснить некоторые заблуждения:

  1. Я выхожу на маркетплейс, мне нужно отказное.
  2. Я самозанятый – оформите мне отказное письмо.
  3. Маркетплейс от нас ничего не требует, поэтому достаточно будет отказного письма.

Все эти утверждения неверные! Возможность оформления ОП зависит исключительно и только от вида самой продукции, ее назначения, характеристик и кода ОКПД 2/ТН ВЭД. Ни имеют никакого значения:

  • кому вы будете его предъявлять;
  • модели/артикулы и другая маркировка;
  • место производство и наименование производителя.

Именно поэтому менеджер по сертификации запрашивает подробное описание продукции, чтобы правильно провести идентификацию продукции, т.е. проверить по всем постановлениям и решениям – попадает ваш товар под обязательную сертификацию или нет.

Когда нужно оформлять письмо?

Как и любой документ, письмо лучше оформить заранее. На стадии планирования бизнеса, т.е. выбора продукции для торговли на маркетплейсе стоит уточнить в центре по сертификации (например, в нашем), подлежит ли ваша продукция обязательной сертификации. Если нет, то письмо можно оформить:

  • сразу. Оно действует бессрочно, пока не внесут изменения в законодательство. Таким образом, сохраняет свою актуальность долгое время;
  • до выгрузки карточки товара. Оформление занимает обычно 1-2 дня, поэтому не сильно повлияет на запуск вашего бизнеса;
  • по запросу маркетплейса. Не рекомендованный вариант, т.к. сопряжен с определенными рисками – например, если не успеть оформить документ в сроки маркетплейса, можно получить внушительный штраф. Тем не менее, срочное оформление письма – вполне реальная задача. Мы всегда стараемся пойти навстречу заявителя и успеть до дедлайна.

Кому нужно оформлять отказное письмо?

Обратиться в наш центр по сертификации может любое лицо:

  • самозанятый,
  • индивидуальный предприниматель
  • юрлицо.

Собственно, кто будет реализовывать товар в дальнейшем, на того обычно и выдается разъяснение. К счастью, тут нет никаких ограничений, как с декларациями или сертификатами, которые невозможно оформить на физлицо или на домашний адрес ИП (обязательно должно быть производство).

Какие документы нужны для получения письма?

Поскольку отказное письмо не подтверждает соответствие продукции каким-либо нормам, то и документов требуется немного. Обычно это:

  1. Реквизиты заявителя – юрлица, ИП или самозанятого.
  2. Перечень товаров для письма.
  3. Минимальное описание – состав, область применения, для кого предназначена продукция.
  4. Коды ОКПД2 или ТНВЭД при наличии.

Запросить перечень документов на почту

Стоимость и сроки оформления

Стоимость целиком зависит от сложности продукции, ассортиментного перечня (количества позиций) и наличия информации о товарах. Не существует универсальных экспертов, каждый имеют свою область аккредитации. Чем сложнее товар – тем меньше специалистов, к которым можно обратиться, и выше стоимость консультации.

Ассортиментный перечень влияет на количество трудочасов, которые потребуются на проверку. И на это же влияет, известны ли коды ОКПД2/ТНВЭД, которые обязательно указываются в письме. Если нет, их подберет специалист центра по сертификации.

Подбор кода – важная часть оформления письма. Правильный код – это гарантия легитимности документа и спокойной многолетней работы.
Вид письма Количество наименований Наличие кодов ОКПД2/ТНВЭД Стоимость Срок оформления
Отказное письмо для торговли до 20 позиций да 3 800 руб. от 1 раб. дня
нет, требуется помощь специалиста 5 000 руб.
свыше 20 позиций да от 4 000 руб.
нет, требуется помощь специалиста от 6 000 руб.
Отказное письмо от гос.регистрации Отдельное письмо на каждый код ТНВЭД от 15 000 руб от 30 дней
Пожарное отказное письмо Отдельное письмо на каждую группу ТНВЭД от 10 000 руб от 3 раб. дней
Информационное письмо По запросу от 5 000 руб от 1 раб. дня

Отказное письмо несложный документ. Но и в нем встречаются ошибки, из-за которых у заявителя могут быть серьезные проблемы. Например, одному нашему клиенту умудрились выдать отказное письмо на полки, хотя они подлежат обязательному декларированию по мебельному регламенту. Попалось бы такое инспектору Роспотребнадзора – отвечать пришлось бы и заявителю, и органу по сертификации. Специалисты нашего центра помогут оформить документ грамотно, в нужные сроки и с минимальным участием заявителя!

FAQ

  • Я самозанятый, мне будет достаточно только отказного письма?

    plus

    Организационная форма заявителя не играет никакого значение, только сама продукция. По закону, если товар подлежит обязательной сертификации, то отказное письмо оформлять нельзя (собственно, его никто и не оформит). И при этом не важно, кто обращается с таким запросом – юрлицо, ИП или самозанятый. Продукция должна быть безопасна независимо от того, кто ее произвел или ввез!

  • На какой срок выдается отказное письмо?

    plus

    Чаще всего отказные письма не имеют срока действия, поэтому ими можно пользоваться, пока в законодательство не внесут изменения. Необходимо отслеживать изменения, чтобы не пропустить момент, когда сертификация вашей продукции станет обязательной, чтобы ее внезапно не задержали на таможне или не перестали принимать покупатели.

    Иногда обновление письма требуется из-за смены номера постановление, как это произошло с письмами в системе ГОСТ Р, – было ПП 982, стало ПП 2425. Получается, что ранее оформленные письма ссылаются на недействующий документ. Такое письмо уже не примут.

  • Почему такая стоимость, это же простой лист бумаги?

    plus

    Вы оплачиваете не лист бумаги (для этого есть канцелярский магазин), а работу, в которой участвуют разные специалисты:

    1. Специалист по сертификации – предварительно проверяет все позиции продукции, подбирает и/или проверяет коды ОКПД 2 и ТН ВЭД, анализирует законодательство;
    2. Аккредитованный эксперт по сертификации – проводит контрольную проверку макета письма;
    3. Секретарь/делопроизводитель органа по сертификации – регистрирует и подписывает письмо у руководителя.

    Неправильно оформленный документ могут не принять при продажи или проигнорировать при проверка гос.органами. При этом стоимость письма не столь высокая, чтобы искать самый дешевый вариант от ненадежного органа.

    В случае спорных позиций (а таковые встречаются при оформлении писем и нередко) специалист по сертификации порекомендует возможную формулировку и/или код, чтобы у вас не возникало проблем при дальнейшей работе.

  • Где посмотреть перечень продукции, которая ничему не подлежит?

    plus

    Увы, но такого перечня не существует. Наше законодательство строится от противного – во всех решения и постановлениях указывается только та продукция, которая подлежит обязательной проверке. Есть список исключений, но он установлен только для данного конкретного документа. Это не значит, что какой-либо товар из исключений не может попасть под требования другого стандарта (например, детская косметика – это исключение для регламента ТР ТС 007, но при этом она попадает под действие ТР ТС 009).

    Таким образом, наша задача – проверить конкретный товар по всем действующим требованиям. Если нигде не нашли, то продукция ничему не подлежит, можно выдавать письмо.

    Надо заметить, что это очень частый вопрос от наших клиентов. Мы составили примерный список продукции, которая ничему не подлежит – вы можете запросить его у наших менеджеров.

  • Если я назову свои футболки сувенирными, то можно будет оформить отказное письмо?

    plus

    Нет, на футболки оформить отказное письмо нельзя, они подлежат обязательной сертификации. Как их не назови, они все равно останутся футболками, т.е. одеждой бельевого ассортимента, 1-го слоя. То же самое касается:

    • «сувенирных» тарелок и кружек, любой посуды,
    • «сувенирной» косметики, мыла и кремов хендмейд,
    • игрушек для детей и так далее.

    Такая продукция не теряет своей изначальной функции после нанесения фирменного логотипа.

    Отказное можно выдать только на настоящие сувениры, т.е. те, которые просто стоят на полке или висят на стене, выполняя исключительно декоративную функцию. Настенные тарелки с рельефным рисунком или маленькая/гигантская одежда, которая выпускается исключительно для привлечения внимания – можно отнести к сувенирам./p>

    Одна крупная компания установила гигантский чемодан в центре города в качестве рекламной акции. Хоть чемоданы и подлежат декларированию, но в данном случае, конечно же, ничего оформлять не нужно. Мы бы с удовольствием выдали отказное письмо. Жаль, что к нам никто не обратился

Получить просчет на почту

Опишите нам свою продукцию или цель сертификации. Менеджер пришлет подробную информацию или запросит, что нужно для точного просчета.