Информационные письма – это широкая группа документов, основной целью которых является разъяснение какого-либо вопроса. Поскольку мы занимаемся сертификацией продукцией, то и разъяснение даем с основном про подтверждение соответствия. Самый распространенный вид информационных писем – это, конечно, отказное письмо. Но есть и другие варианты, рассмотрим их ниже.
Содержание:
1. Зачем нужно информационное письмо?
2. Кто может получить такое письмо?
3. Кто выдает информационные письма?
4. Есть ли какие-то правила оформления таких писем?
5. Перечень документов
6. FAQ
Зачем нужно информационное письмо?
Мы всегда подчеркивали, что готовы предоставить нашим клиентам бесплатную консультацию по любому вопросу, связанному с подтверждением соответствия. Таких вопросов обычно очень много (и это нормально):
- что нужно оформлять в обязательном порядке;
- какие сертификаты можно оформить дополнительно – для тендера, для покупателей, для банка, для таможни;
- каков порядок оформления документов;
- сколько и каких образцов приготовить;
- как правильно маркировать продукцию и т.д.
Однако иногда мы отвечаем на вопросы не самого клиента, а его покупателя, партнера или даже надзорных органов, которые пришли с проверкой на производство. Вот несколько примеров:
- Почему на продукцию оформлена декларация, а не сертификат?
- Почему в документах указано «изготовитель», а на этикетках «производитель»?
- Необходимо ли переоформлять документы, если произошли изменения в технологии производства, упаковке, сырье?
- Допустимо ли выпускать продукцию в упаковке другого объема (не как в сертификате, декларации, СГР)?
- Можно ли использовать декларацию, если QR-код стоит не в том углу (снизу, а не сверху)?
- Чем швейная продукция отличается от трикотажной.
Пожалуй, чаще всего наши клиенты получают запросы от Роспотребнадзора (РПН). Можно даже открывать рубрику странных вопрос от Федеральной службы. Вот несколько примеров:
- инспектор выписал предписание из-за того, что на декларации ТР ТС не было печати органа по сертификации. А она там в принципе не предусмотрена согласно требованиям закона;
- РПН потребовал предоставить декларацию по «пищевому» регламенту (ТР ТС 021) на жевательный табак из-за того, что какой-то человек… его съел. Не надо есть то, что для этого не предназначено;
- у клиента на вшивной бирке купальника указан в составе полиамид переработанный и полиамид (обычный), а на навесной этикетке – просто полиамид (с суммой процентов переработанного и обычного). Мы оформляли разъяснение, что это одно и то же, и навесная бирка не вводит потребителя в заблуждение.
Важно всегда отстаивать свое мнение, чтобы не получать необоснованных штрафов. Наша устная консультация или просто ответ по электронной почте может не подойти. Другое дело – официальный ответ-разъяснение, выданный на бланке центра по сертификации. Именно такие ответы мы и называем информационными письмами. Они подходят для торговых сетей, маркетплейсов и даже для таможни.
Таким образом, цель оформления информационного письма – это решение какой-то спорной ситуации, с которой столкнулся предприниматель. Разъяснение от третьей компетентной стороны, т.е. центра по сертификации, — это всегда сильный аргумент.
Кто может получить такое письмо?
К счастью, никаких запретов тут нет. Получателем письма может выступать любой заявитель – ИП, юрлицо и даже самозанятый. Иногда мы выдаем разъяснение без конкретного адресата, т.е. «всем заинтересованным лицам», в зависимости от задачи, которую нужно решить нашему клиенту.
Кто выдает информационные письма?
Это зависит от сути проблемы, которую мы раскрываем:
- Отказные письма выдают аккредитованные органы по сертификации;
- Разъяснение по гигиеническим вопросам обычно мы получаем в Роспотребнадзоре;
- На консультационные вопросы по сертификации отвечаем сами, т.е. письмо будет выдано от имени центра по сертификации.
Тут есть важный нюанс. Дело в том, что ни одна государственная структура не обязана выдавать какие-либо разъяснения – это не входит в круг их обязанностей. Да, они принимают запросы от населения и предпринимателей и должны дать ответ в установленные сроки, обычно это 1 месяц. Но, во-первых, не всегда соблюдают регламент, во-вторых, часто ответы могут содержать просто отписки вместо разъяснения по делу. Например, мы подаем запрос о необходимости оформлять свидетельство о государственной регистрации (СГР) и иногда получаем ответ, если кратко, — открывайте Решение КТС 299 и изучайте, там все подробно сказано. Естественно, таможню это не устраивает.
Есть ли какие-то правила оформления таких писем?
Обязательные требованию к составлению и содержанию информационных писем не предусмотрено. Обычно письмо содержит:
- реквизиты компании или организации, которая выдало письмо;
- реквизиты заявителя, т.к. кто подал заявку на разъяснение;
- регистрационные номер документа;
- суть разъяснение – какой был вопрос и ответ на него;
- подпись и печать.
Порядок оформления такой:
- Заявитель формулирует запрос в наш адрес. Форма заявки произвольная, главное, чтобы была понятна суть вопроса или проблемы.
- Наши специалисты анализируют этот запрос, изучают законодательство и имеющуюся практику. При необходимости мы консультируемся с аккредитованными экспертами и юристами.
- Формируется черновик письма. Из полученной информацию отбирается самое важное и по делу.
- Согласование черновика с клиентом. Мы стараемся излагать все сведения простым языком, избегая сложных оборотов законов, но совсем без цитирования какого-нибудь ФЗ или техрегламента не обойтись. Поэтому текст согласовывается с клиентом, чтобы ему тоже все было понятно.
- Печать и регистрация финального документа. По готовности мы отправляем скан письма, чтобы работа нашего клиента не останавливалась, с обязательной досылкой оригинала.
Процесс простой и занимает обычно 1-2 дня, если запрос не требует особенно тщательной проработки или обращения в государственные структуры.
Перечень документов
Как уже говорилось выше, строгой формы запроса для получения писем не существует. Необходимо предоставить:
- Реквизиты заявителя – в адрес кого нужно выдать письмо.
- Сам запрос – максимально подробное описание проблемы.
- Информацию о продукцию – любое описание или технические документы.
- Запросы, которые поступили от покупателей или контролирующих органов, на которые нужен ответ.
Запросить перечень документов на почту
Информационное письмо – документ необязательный. Но это простой способ получить нужный вам ответ или подготовить аргумент для отстаивания своей точки зрения. Не тратьте время на попытки найти ответ в запутанном законодательстве или подать заявку в гос.структуры – делегируйте это профессионалам!
FAQ
-
Могу ли я подготовить разъяснительное письмо от своего имени?
Да, конечно. Поскольку к письмам не предъявляется никаких требований, то оформлять их может кто угодно. Иногда мы готовим только сам текст разъяснения, а наш клиент оформляет все на своем бланке.
Но довольно часто такие письма не устраивает вторую сторону, т.к. вы – заинтересованное лицо, т.е. получается конфликтов интересов. Вы можете написать что угодно. Мы же являемся третьей стороной, которое в ответе опирается на законодательные нормы.
-
Я хочу получить ответ от государственного органа. Как это сделать?
Увы, получить такое разъяснение часто невозможно. Начнем с того, что «государственных органов» не существует. Любой орган по сертификации – это коммерческая организация, хоть и имеющая государственный аттестат. Тем не менее, основная цель такой организации – получение прибыли. И это хорошо, т.к. у органа хотя бы есть мотивация оформлять отказные письма для заявителей.
Если говорить про другие структуры – Федеральные службы, агентства и министерства вроде Роспотребнадзора, Ростехнадзора, МЧС, Минсвязи и пр. – то они действительно государственные, но чаще всего никаких разъяснений не дают либо получить их очень сложно.
-
А ваше письмо точно примут?
Как и в медицине, 100% гарантии не может дать никто. К информационным письма нет никаких требований, но нет и уполномоченной организации, про которую можно было бы сказать: «Вот от этих ребят разъяснение точно примут!». Когда-то такой организацией был ВНИИС, но с него сняли эти полномочия еще с 2010-м году. Какое-то время отказные выдавал Минпромторг, но и он отказался в 2012-м году заниматься таким. Теперь заявитель должен доказывать собственную правоту своими силами.
Мы видели своими глазами распоряжение суда от 2019 года, в котором он отказывал заявителю из-за отсутствия письма от ВНИИС. При этом полномочия выдавать такие письма сняты с ВНИИС еще в 2010 году. И требовать такое разъяснение незаконно!Это не значит, конечно, что надо опускать руки. Попробовать поспорить с покупателем или таможней точно стоит, ведь мы не пытаемся никого обмануть – мы отстаиваем свою правоту с опорой на нормативную базу.
Опишите нам свою продукцию или цель сертификации. Менеджер пришлет подробную информацию или запросит, что нужно для точного просчета.