Сертификация всей косметической продукции в РФ регулируется одним документом – Техническим регламентом о безопасности косметической продукции, ТР ТС 009. Он вступил в действие в июле 2012 года и заменил все ранее действующие стандарты для косметики (ГОСТы, СанПиНы), что, конечно, очень удобно. Рассмотрим подробно сертификацию средств, предназначенных для взрослых.

Содержание:

1. Какая продукция попадает под действие ТР ТС 009.
2. Формы подтверждения соответствия – декларация и СГР.
3. Образцы и испытания.
4. Правила оформления деклараций и СГР на косметику.
5. Документы для получения декларации и СГР.
6. Потребительские свойства косметики.

Какая продукция попадает под действие ТР ТС 009

Начинаем с определений, т.к. не любую продукцию можно считать косметической. Идентифицирующие признаки косметики – это:

  • Место нанесение – только внешнее. Регламент на распространяется на продукцию, которую нужно проглатывать, вкалывать, вводить подкожно, даже если при этом заявлен косметический эффект;
  • Способ использования – предполагает наружное нанесение на кожу головы, лица или всего тела, волосы, губы, ногти, зубы и слизистые оболочки;
  • Цель использования – только очищение и/или изменение внешнего вида или запаха (придание приятного аромата или его коррекция), при это не допускается нарушение целостности кожного покрова.
ВАЖНО! Если в описании продукции заявлены лечебные, профилактические, реабилитационные или диагностические свойства, то она является медицинской. В этом случае нужно оформлять Регистрационное удостоверение (РУ) Росздравнадзора!

Таким образом, не являются косметикой:

  • Средства для лечения грибка на ногтях;
  • Бальзамы для губ от герпеса;
  • Мазь от псориаза и так далее.

Все группы косметической продукции указаны в самом регламенте (Приложение 6), рассмотрим основные:

  1. Косметика для ухода за кожей, волосами, ногтями, губами, интимная косметика;
  2. Средства по уходу за волосами;
  3. Косметические маски;
  4. Косметическая продукция для смягчения огрубевшей кожи, в том числе профессиональная;
  5. Пилинги;
  6. Продукция косметическая гигиеническая моющая;
  7. Средства, используемы до, во время или после бритья;
  8. Дезодоранты;
  9. Декоративная косметика;
  10. Лаки и средства по уходу за ногтями;
  11. Косметика для химической завивки, распрямления и окрашивания волос;
  12. Средства гигиены полости рта;
  13. Масла косметические эфирные;
  14. Туалетная вода и духи;
  15. Средства для принятия ванн, в том числе ароматизированные соли;
  16. Средства для удаления волос (депиляции);
  17. Мыло туалетное.

Формы подтверждения соответствия – декларация и СГР

Техрегламентом предусмотрены две формы подтверждения соответствия для косметики для взрослых:

  • Свидетельство о гос.регистрации (СГР) – оформляется на продукцию из приложения 12. Это средства для окрашивания, выпрямления или завивки волос, осветления кожи или искусственного загара, татуажа, а также интимная косметика;
  • Декларация о соответствии – нужна на всю косметику, не попавшую под СГР.
ВАЖНО! СГР и декларация – это альтернативные формы, т.е. оформлять нужно либо одно, либо другое. Если одну и ту же продукцию можно использовать несколькими способами или она предназначена для разных пользователей, то выбирается самый строгий вариант проверки. Например, возьмем влажные салфетки для всей семьи. Такая формулировка подразумевает использование салфеток и детьми. Но детская косметика подлежит оформлению СГР, предусмотрены более строгие проверки и исследования. Поэтому конкретно на эти влажные салфетки нужно оформлять СГР, а не декларацию.

Есть довольно сложные случаи, когда даже эксперты не могут прийти к единому мнению, какой документ необходимо оформлять. Из примеров – влажная туалетная бумага. Территориальные отделения Роспотребнадзора (РПН) считают эту продукцию интимной гигиеной. Головное управление РПН относит к средствам личной гигиены, которые вообще входят в Решение КТС 299. А многие заявители оформляют просто декларацию. И до сих пор нет официального разъяснения на этот счет, поэтому в обиходе есть и СГР-ки всех мастей, и декларации.
Для СГР срок действия составляет 5 лет (согласно Решению Совета ЕЭК 44).
Для декларации предусмотрено несколько схем:

Схема 3д Схема 4д Схема 6д
Серийный выпуск Партия продукции Серийный выпуск
Стандартный пакет документов на серию Стандартный пакет документов на партию Стандартный пакет документов на серию + сертификат ИСО или GMP
Срок действия до 5 лет Бессрочно, до конца срока годности сертифицированной партии Срок действия до 7 лет
Обязательным условием получения разрешительных документов является проведение испытаний строго в аккредитованной лаборатории, т.к. которую можно проверить в официальном реестре Росаккредитации и которая аккредитована на ТР ТС 009. Собственные доказательства заявителя (от заводской или иной лаборатории) не подойдут. Это считается нарушением.

Образцы и испытания

В ходе сертификации косметики проводится реальное тестирование продукции, поэтому образцы потребуются обязательно. Объем и количество зависит от упаковки продукции, агрегатного состояния и объема испытаний. Приведем примеры:

— для жидкой продукции (шампуни, гели, тоники) обычно достаточно 300-400 мл в разной упаковке;
— влажных салфеток может потребоваться 5-10 упаковок по 15-20 салфеток в каждой, или 4-8, если там 50 и более салфеток;
— кускового туалетного мыла или бомбочек для ванн нужно 3-4 шт.

Предоставлять образцы нужно в разной упаковке, это связано с особенностями проведениям испытаний. Основные исследования – это:

1. Физико-химические: рН, содержание фторидов (где требуется).
Не измеряется рН у косметики, чье агрегатное состояние не позволяет это сделать (воски, безводные гели, твердое мыло, тени, румяна), а также у парфюмерной продукции, эфирных масел и средств на основе органических растворителей.

2. Микробиологические.
Испытания проводят на стандартных штаммах бактерий (кишечная и синегнойная палочки, золотистый стафилококк) и дрожжах (кандидах). Микробиологию не исследуют, если состав косметического средства исключает условия для роста микроорганизмов. Например, оно содержит более 20% по объему этилового спирта, органические растворители, другие агрессивные химические соединения.

Только после успешных испытаний по п.1 и 2 можно переходить к токсикологическим и клиническим испытаниям, который проводятся на живых объектах, в том числе добровольцах.

3. Токсикологические.
Эти исследования можно проводить путем кожно-раздражающего и раздражающего действия на слизистые. Для этого используются лабораторные животные. Вернее, использовались, т.к. такие методы давно признаны негуманными, и любая уважающая себя лаборатория старается использовать альтернативные способы in vitro – например люминесцентный бактериальный тест.

4. Клинические.
Подразумевают испытания на раздражающее и сенсибилизирующее действие на добровольцах (контактный тест на коже и слизистых оболочках).

Для регистрации легитимного документа или получения СГР все испытаний должны быть проведены в полном объеме.

Правила оформления деклараций и СГР на косметику

Чтобы разобраться, как правильно посчитать количество документов и протоколов, вернемся к определениям из техрегламента:

— наименование – вид однородной продукции (крем, гель, тоник и т.д.);
— название – обозначение конкретного вида, которое придумал изготовитель для идентификации своей продукции.

Рассмотрим конкретный пример: крем для рук «Алоэ Вера», «Ромашка». Крем – это вид продукции, а «Алоэ Вера» и «Ромашка» — это названия.
А теперь важные правила:

На каждое наименование оформляется отдельное СГР или декларация. Т.е. крем для рук, гель для умывания и тоник – это 3 разных документа.

Протоколы исследований при этом оформляются на каждое название. В нашем примере с кремом для рук названий два, поэтому и протоколов будет два.

Косметический регламент – единственный, в котором четко расписано, сколько документов и протоколов необходимо оформлять.

Документы для получения декларации и СГР

Список документов для успешной регистрации СГР или декларации внушителен и включает следующие позиции:

  1. Реквизиты компании-заявителя (юрлица или ИП);
  2. Документы, подтверждающие гос.регистрацию: ОГРН или выписка ЕГРЮЛ;
  3. Состав каждой позиции (рецептура с %-ным содержанием каждого компонента);
  4. Органолептические и физико-химические показатели: паспорт качества, сертификат анализа, спецификация;
  5. Проект этикеточной надписи;
  6. Декларация качества от изготовителя или сертификат GMP;
  7. Нормативно-технический документ: ГОСТ или Технические условия (отечественное производство);
  8. Договор уполномоченного лица (импорт).

Потребительские свойства косметики

Помимо протоколов о минимальном уровне безопасности косметической продукции, изготовитель также должен иметь доказательства потребительских свойств продукции:

  • Антибактериального эффекта
  • Гипоаллергенности
  • Действия против акне, против кариеса, от морщин
  • Фактора SPF и других

При этом недопустимо просто переносить свойства каких-либо компонентов на товар в целом. Подтверждением потребительских свойств могут служить:

  • протоколы по результатам проведенных испытаний (на добровольцах или моделях-образцах);
  • научны отчеты и исследования;
  • статистически достоверные данные по продукции с аналогичным составом из признанных открытых источников.

Провести все необходимые испытания, проверить косметическую продукцию для взрослых на дополнительные свойства, составить и зарегистрировать декларацию, а также получить СГР – все это можно сделать в нашем центре по сертификации. Грамотная консультация и профессиональное сопровождение – залог положительного результата!

Получить просчет на почту

Опишите нам свою продукцию или цель сертификации. Менеджер пришлет подробную информацию или запросит, что нужно для точного просчета.

Иванова Дарья
опыт работы 10 лет