Сертификация косметики для взрослых
Сертификация всей косметической продукции в РФ регулируется одним документом – Техническим регламентом о безопасности косметической продукции, ТР ТС 009. Он вступил в действие в июле 2012 года и заменил все ранее действующие стандарты для косметики (ГОСТы, СанПиНы), что, конечно, очень удобно. Рассмотрим подробно сертификацию средств, предназначенных для взрослых.
Содержание:
1. Какая продукция попадает под действие ТР ТС 009.
2. Формы подтверждения соответствия – декларация и СГР.
3. Образцы и испытания.
4. Правила оформления деклараций и СГР на косметику.
5. Документы для получения декларации и СГР.
6. Потребительские свойства косметики.
Какая продукция попадает под действие ТР ТС 009
Начинаем с определений, т.к. не любую продукцию можно считать косметической. Идентифицирующие признаки косметики – это:
- Место нанесение – только внешнее. Регламент не распространяется на продукцию, которую нужно проглатывать, вкалывать, вводить подкожно, даже если при этом заявлен косметический эффект;
- Способ использования – предполагает наружное нанесение на кожу головы, лица или всего тела, волосы, губы, ногти, зубы и слизистые оболочки;
- Цель использования – только очищение и/или изменение внешнего вида или запаха (придание приятного аромата или его коррекция), при это не допускается нарушение целостности кожного покрова.
Таким образом, не являются косметикой:
- Средства для лечения грибка на ногтях;
- Бальзамы для губ от герпеса;
- Мазь от псориаза и так далее.
Все группы косметической продукции указаны в самом регламенте (Приложение 6), рассмотрим основные:
- Косметика для ухода за кожей, волосами, ногтями, губами, интимная косметика;
- Средства по уходу за волосами;
- Косметические маски;
- Косметическая продукция для смягчения огрубевшей кожи, в том числе профессиональная;
- Пилинги;
- Продукция косметическая гигиеническая моющая;
- Средства, используемы до, во время или после бритья;
- Дезодоранты;
- Декоративная косметика;
- Лаки и средства по уходу за ногтями;
- Косметика для химической завивки, распрямления и окрашивания волос;
- Средства гигиены полости рта;
- Масла косметические эфирные;
- Туалетная вода и духи;
- Средства для принятия ванн, в том числе ароматизированные соли;
- Средства для удаления волос (депиляции);
- Мыло туалетное.
Формы подтверждения соответствия – декларация и СГР
Техрегламентом предусмотрены две формы подтверждения соответствия для косметики для взрослых:
- Свидетельство о гос.регистрации (СГР) – оформляется на продукцию из приложения 12. Это средства для окрашивания, выпрямления или завивки волос, осветления кожи или искусственного загара, татуажа, а также интимная косметика;
- Декларация о соответствии – нужна на всю косметику, не попавшую под СГР.
Есть довольно сложные случаи, когда даже эксперты не могут прийти к единому мнению, какой документ необходимо оформлять. Из примеров – влажная туалетная бумага. Территориальные отделения Роспотребнадзора (РПН) считают эту продукцию интимной гигиеной. Головное управление РПН относит к средствам личной гигиены, которые вообще входят в Решение КТС 299. А многие заявители оформляют просто декларацию. И до сих пор нет официального разъяснения на этот счет, поэтому в обиходе есть и СГР-ки всех мастей, и декларации.
Для СГР срок действия составляет 5 лет (согласно Решению Совета ЕЭК 44).
Для декларации предусмотрено несколько схем:
Схема 3д | Схема 4д | Схема 6д |
---|---|---|
Серийный выпуск | Партия продукции | Серийный выпуск |
Стандартный пакет документов на серию | Стандартный пакет документов на партию | Стандартный пакет документов на серию + сертификат ИСО или GMP |
Срок действия до 5 лет | Бессрочно, до конца срока годности сертифицированной партии | Срок действия до 7 лет |
Образцы и испытания
В ходе сертификации косметики проводится реальное тестирование продукции, поэтому образцы потребуются обязательно. Объем и количество зависит от упаковки продукции, агрегатного состояния и объема испытаний. Приведем примеры:
— для жидкой продукции (шампуни, гели, тоники) обычно достаточно 300-400 мл в разной упаковке;
— влажных салфеток может потребоваться 5-10 упаковок по 15-20 салфеток в каждой, или 4-8, если там 50 и более салфеток;
— кускового туалетного мыла или бомбочек для ванн нужно 3-4 шт.
Предоставлять образцы нужно в разной упаковке, это связано с особенностями проведениям испытаний. Основные исследования – это:
1. Физико-химические: рН, содержание фторидов (где требуется).
Не измеряется рН у косметики, чье агрегатное состояние не позволяет это сделать (воски, безводные гели, твердое мыло, тени, румяна), а также у парфюмерной продукции, эфирных масел и средств на основе органических растворителей.
2. Микробиологические.
Испытания проводят на стандартных штаммах бактерий (кишечная и синегнойная палочки, золотистый стафилококк) и дрожжах (кандидах). Микробиологию не исследуют, если состав косметического средства исключает условия для роста микроорганизмов. Например, оно содержит более 20% по объему этилового спирта, органические растворители, другие агрессивные химические соединения.
3. Токсикологические.
Эти исследования можно проводить путем кожно-раздражающего и раздражающего действия на слизистые. Для этого используются лабораторные животные. Вернее, использовались, т.к. такие методы давно признаны негуманными, и любая уважающая себя лаборатория старается использовать альтернативные способы in vitro – например люминесцентный бактериальный тест.
4. Клинические.
Подразумевают испытания на раздражающее и сенсибилизирующее действие на добровольцах (контактный тест на коже и слизистых оболочках).
Для регистрации легитимного документа или получения СГР все испытаний должны быть проведены в полном объеме.
Правила оформления деклараций и СГР на косметику
Чтобы разобраться, как правильно посчитать количество документов и протоколов, вернемся к определениям из техрегламента:
— наименование – вид однородной продукции (крем, гель, тоник и т.д.);
— название – обозначение конкретного вида, которое придумал изготовитель для идентификации своей продукции.
Рассмотрим конкретный пример: крем для рук «Алоэ Вера», «Ромашка». Крем – это вид продукции, а «Алоэ Вера» и «Ромашка» — это названия.
А теперь важные правила:
На каждое наименование оформляется отдельное СГР или декларация. Т.е. крем для рук, гель для умывания и тоник – это 3 разных документа.
Протоколы исследований при этом оформляются на каждое название. В нашем примере с кремом для рук названий два, поэтому и протоколов будет два.
Косметический регламент – единственный, в котором четко расписано, сколько документов и протоколов необходимо оформлять.
Документы для получения декларации и СГР
Список документов для успешной регистрации СГР или декларации внушителен и включает следующие позиции:
- Реквизиты компании-заявителя (юрлица или ИП);
- Документы, подтверждающие гос.регистрацию: ОГРН или выписка ЕГРЮЛ;
- Состав каждой позиции (рецептура с %-ным содержанием каждого компонента);
- Органолептические и физико-химические показатели: паспорт качества, сертификат анализа, спецификация;
- Проект этикеточной надписи;
- Декларация качества от изготовителя или сертификат GMP;
- Нормативно-технический документ: ГОСТ или Технические условия (отечественное производство);
- Договор уполномоченного лица (импорт).
Потребительские свойства косметики
Помимо протоколов о минимальном уровне безопасности косметической продукции, изготовитель также должен иметь доказательства потребительских свойств продукции:
- Антибактериального эффекта
- Гипоаллергенности
- Действия против акне, против кариеса, от морщин
- Фактора SPF и других
При этом недопустимо просто переносить свойства каких-либо компонентов на товар в целом. Подтверждением потребительских свойств могут служить:
- протоколы по результатам проведенных испытаний (на добровольцах или моделях-образцах);
- научны отчеты и исследования;
- статистически достоверные данные по продукции с аналогичным составом из признанных открытых источников.
Провести все необходимые испытания, проверить косметическую продукцию для взрослых на дополнительные свойства, составить и зарегистрировать декларацию, а также получить СГР – все это можно сделать в нашем центре по сертификации. Грамотная консультация и профессиональное сопровождение – залог положительного результата!
Опишите нам свою продукцию или цель сертификации. Менеджер пришлет подробную информацию или запросит, что нужно для точного просчета.
опыт работы 5 лет