Сертификация косметики для взрослых

Сертификация всей косметической продукции в РФ регулируется одним документом – Техническим регламентом о безопасности косметической продукции, ТР ТС 009. Он вступил в действие в июле 2012 года и заменил все ранее действующие стандарты для косметики (ГОСТы, СанПиНы), что, конечно, очень удобно. Рассмотрим подробно сертификацию средств, предназначенных для взрослых.

Содержание:

1. Какая продукция попадает под действие ТР ТС 009.
2. Формы подтверждения соответствия – декларация и СГР.
3. Образцы и испытания.
4. Правила оформления деклараций и СГР на косметику.
5. Документы для получения декларации и СГР.
6. Потребительские свойства косметики.

Какая продукция попадает под действие ТР ТС 009

Начинаем с определений, т.к. не любую продукцию можно считать косметической. Идентифицирующие признаки косметики – это:

  • Место нанесение – только внешнее. Регламент не распространяется на продукцию, которую нужно проглатывать, вкалывать, вводить подкожно, даже если при этом заявлен косметический эффект;
  • Способ использования – предполагает наружное нанесение на кожу головы, лица или всего тела, волосы, губы, ногти, зубы и слизистые оболочки;
  • Цель использования – только очищение и/или изменение внешнего вида или запаха (придание приятного аромата или его коррекция), при это не допускается нарушение целостности кожного покрова.
ВАЖНО! Если в описании продукции заявлены лечебные, профилактические, реабилитационные или диагностические свойства, то она является медицинской. В этом случае нужно оформлять Регистрационное удостоверение (РУ) Росздравнадзора!

Таким образом, не являются косметикой:

  • Средства для лечения грибка на ногтях;
  • Бальзамы для губ от герпеса;
  • Мазь от псориаза и так далее.

Все группы косметической продукции указаны в самом регламенте (Приложение 6), рассмотрим основные:

  1. Косметика для ухода за кожей, волосами, ногтями, губами, интимная косметика;
  2. Средства по уходу за волосами;
  3. Косметические маски;
  4. Косметическая продукция для смягчения огрубевшей кожи, в том числе профессиональная;
  5. Пилинги;
  6. Продукция косметическая гигиеническая моющая;
  7. Средства, используемы до, во время или после бритья;
  8. Дезодоранты;
  9. Декоративная косметика;
  10. Лаки и средства по уходу за ногтями;
  11. Косметика для химической завивки, распрямления и окрашивания волос;
  12. Средства гигиены полости рта;
  13. Масла косметические эфирные;
  14. Туалетная вода и духи;
  15. Средства для принятия ванн, в том числе ароматизированные соли;
  16. Средства для удаления волос (депиляции);
  17. Мыло туалетное.

Формы подтверждения соответствия – декларация и СГР

Техрегламентом предусмотрены две формы подтверждения соответствия для косметики для взрослых:

  • Свидетельство о гос.регистрации (СГР) – оформляется на продукцию из приложения 12. Это средства для окрашивания, выпрямления или завивки волос, осветления кожи или искусственного загара, татуажа, а также интимная косметика;
  • Декларация о соответствии – нужна на всю косметику, не попавшую под СГР.
ВАЖНО! СГР и декларация – это альтернативные формы, т.е. оформлять нужно либо одно, либо другое. Если одну и ту же продукцию можно использовать несколькими способами или она предназначена для разных пользователей, то выбирается самый строгий вариант проверки. Например, возьмем влажные салфетки для всей семьи. Такая формулировка подразумевает использование салфеток и детьми. Но детская косметика подлежит оформлению СГР, предусмотрены более строгие проверки и исследования. Поэтому конкретно на эти влажные салфетки нужно оформлять СГР, а не декларацию.

Есть довольно сложные случаи, когда даже эксперты не могут прийти к единому мнению, какой документ необходимо оформлять. Из примеров – влажная туалетная бумага. Территориальные отделения Роспотребнадзора (РПН) считают эту продукцию интимной гигиеной. Головное управление РПН относит к средствам личной гигиены, которые вообще входят в Решение КТС 299. А многие заявители оформляют просто декларацию. И до сих пор нет официального разъяснения на этот счет, поэтому в обиходе есть и СГР-ки всех мастей, и декларации.
Для СГР срок действия составляет 5 лет (согласно Решению Совета ЕЭК 44).
Для декларации предусмотрено несколько схем:

Схема 3д Схема 4д Схема 6д
Серийный выпуск Партия продукции Серийный выпуск
Стандартный пакет документов на серию Стандартный пакет документов на партию Стандартный пакет документов на серию + сертификат ИСО или GMP
Срок действия до 5 лет Бессрочно, до конца срока годности сертифицированной партии Срок действия до 7 лет
Обязательным условием получения разрешительных документов является проведение испытаний строго в аккредитованной лаборатории, т.к. которую можно проверить в официальном реестре Росаккредитации и которая аккредитована на ТР ТС 009. Собственные доказательства заявителя (от заводской или иной лаборатории) не подойдут. Это считается нарушением.

Образцы и испытания

В ходе сертификации косметики проводится реальное тестирование продукции, поэтому образцы потребуются обязательно. Объем и количество зависит от упаковки продукции, агрегатного состояния и объема испытаний. Приведем примеры:

— для жидкой продукции (шампуни, гели, тоники) обычно достаточно 300-400 мл в разной упаковке;
— влажных салфеток может потребоваться 5-10 упаковок по 15-20 салфеток в каждой, или 4-8, если там 50 и более салфеток;
— кускового туалетного мыла или бомбочек для ванн нужно 3-4 шт.

Предоставлять образцы нужно в разной упаковке, это связано с особенностями проведениям испытаний. Основные исследования – это:

1. Физико-химические: рН, содержание фторидов (где требуется).
Не измеряется рН у косметики, чье агрегатное состояние не позволяет это сделать (воски, безводные гели, твердое мыло, тени, румяна), а также у парфюмерной продукции, эфирных масел и средств на основе органических растворителей.

2. Микробиологические.
Испытания проводят на стандартных штаммах бактерий (кишечная и синегнойная палочки, золотистый стафилококк) и дрожжах (кандидах). Микробиологию не исследуют, если состав косметического средства исключает условия для роста микроорганизмов. Например, оно содержит более 20% по объему этилового спирта, органические растворители, другие агрессивные химические соединения.

Только после успешных испытаний по п.1 и 2 можно переходить к токсикологическим и клиническим испытаниям, который проводятся на живых объектах, в том числе добровольцах.

3. Токсикологические.
Эти исследования можно проводить путем кожно-раздражающего и раздражающего действия на слизистые. Для этого используются лабораторные животные. Вернее, использовались, т.к. такие методы давно признаны негуманными, и любая уважающая себя лаборатория старается использовать альтернативные способы in vitro – например люминесцентный бактериальный тест.

4. Клинические.
Подразумевают испытания на раздражающее и сенсибилизирующее действие на добровольцах (контактный тест на коже и слизистых оболочках).

Для регистрации легитимного документа или получения СГР все испытаний должны быть проведены в полном объеме.

Правила оформления деклараций и СГР на косметику

Чтобы разобраться, как правильно посчитать количество документов и протоколов, вернемся к определениям из техрегламента:

— наименование – вид однородной продукции (крем, гель, тоник и т.д.);
— название – обозначение конкретного вида, которое придумал изготовитель для идентификации своей продукции.

Рассмотрим конкретный пример: крем для рук «Алоэ Вера», «Ромашка». Крем – это вид продукции, а «Алоэ Вера» и «Ромашка» — это названия.
А теперь важные правила:

На каждое наименование оформляется отдельное СГР или декларация. Т.е. крем для рук, гель для умывания и тоник – это 3 разных документа.

Протоколы исследований при этом оформляются на каждое название. В нашем примере с кремом для рук названий два, поэтому и протоколов будет два.

Косметический регламент – единственный, в котором четко расписано, сколько документов и протоколов необходимо оформлять.

Документы для получения декларации и СГР

Список документов для успешной регистрации СГР или декларации внушителен и включает следующие позиции:

  1. Реквизиты компании-заявителя (юрлица или ИП);
  2. Документы, подтверждающие гос.регистрацию: ОГРН или выписка ЕГРЮЛ;
  3. Состав каждой позиции (рецептура с %-ным содержанием каждого компонента);
  4. Органолептические и физико-химические показатели: паспорт качества, сертификат анализа, спецификация;
  5. Проект этикеточной надписи;
  6. Декларация качества от изготовителя или сертификат GMP;
  7. Нормативно-технический документ: ГОСТ или Технические условия (отечественное производство);
  8. Договор уполномоченного лица (импорт).

Потребительские свойства косметики

Помимо протоколов о минимальном уровне безопасности косметической продукции, изготовитель также должен иметь доказательства потребительских свойств продукции:

  • Антибактериального эффекта
  • Гипоаллергенности
  • Действия против акне, против кариеса, от морщин
  • Фактора SPF и других

При этом недопустимо просто переносить свойства каких-либо компонентов на товар в целом. Подтверждением потребительских свойств могут служить:

  • протоколы по результатам проведенных испытаний (на добровольцах или моделях-образцах);
  • научны отчеты и исследования;
  • статистически достоверные данные по продукции с аналогичным составом из признанных открытых источников.

Провести все необходимые испытания, проверить косметическую продукцию для взрослых на дополнительные свойства, составить и зарегистрировать декларацию, а также получить СГР – все это можно сделать в нашем центре по сертификации. Грамотная консультация и профессиональное сопровождение – залог положительного результата!

Получить просчет на почту

Опишите нам свою продукцию или цель сертификации. Менеджер пришлет подробную информацию или запросит, что нужно для точного просчета.

Иванова Дарья
опыт работы 5 лет